Юридическая консультация адвоката по налогообложению в Днепропетровске
Вопрос:
Мой дед уехал на ПМЖ в Израиль, оставил мне завещание на 2/3 квартиры в Днепропетровске. Как лучше переоформить на меня квартиру в целях уменьшения налогообложения?
Ответ:
Внук в целях налогообложения относится ко второй степени родства, доход, полученный в виде стоимости наследуемого имущества, а также при дарении, будет облагаться по ставке 5%.
Если наследодатель (Ваш дед) не является резидентом, доход, полученный Вами в виде стоимости наследуемого имущества, а также при дарении, будет облагаться по ставке 15% от стоимости имущества, не превышающего 10-кратный размер минимальной заработной платы, установленной на 1 января года, в котором оформляется наследство или дарственная и по ставке 17% на сумму превышения.
Нерезиденты - это физические лица, которые не являются резидентами (опять же в целях налогообложения).
Ваш дед будет считаться налоговым резидентом Украины при условии наличия более тесных личных или экономических связей (центр жизненных интересов) в Украине.
Достаточным (но не исключительным) условием определения места нахождения центра жизненных интересов лица является место постоянного проживания членов его семьи или его регистрации как субъекта предпринимательской деятельности.
Если невозможно установить резидентский статус физического лица, используя критерии центра жизненных интересов, постоянного проживания членов его семьи или его регистрации как субъекта предпринимательской деятельности, такое физическое лицо будет считаться резидентом, если оно является гражданином Украины.
Достаточным условием для признания лица резидентом является также самостоятельное определение им основного места проживания на территории Украины или его регистрация как самозанятого лица.
Возможен вариант оформления договора купли-продажи недвижимости, поскольку налогообложение этой сделки с участием нерезидентов урегулировано другими правовыми нормами.
Чтобы избежать риска возникновения у Вас налоговых обязательств в размере 15(17)% от стоимости имущества, лучше нанять для правового сопровождения сделки (правового консалтинга) налогового адвоката.
10 сентября 2014 года
Вопрос:
Слышала, что в связи с принятием нового Налогового кодекса милиции, СБУ и другим правоохранительным органам запретили проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей. Так ли это и как сейчас регулируется порядок проведения проверок частных предпринимателей в части уплаты ими налогов и сборов ?
Ответ:
Органами, контролирующими уплату налогов и сборов являются (п. 41.1. Налогового кодекса Украины, далее - «НКУ»):
- органы государственной налоговой службы;
- таможенные органы.
Другие государственные органы не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов, в том числе на запрос правоохранительных органов (п. 41.4. ст. 41 НКУ).
Органы Службы безопасности Украины, внутренних дел, налоговой милиции, прокуратуры и их служебные (должностные) лица не могут принимать непосредственное участие в проведении проверок, осуществляемых контролирующими органами, и проводить проверки субъектов предпринимательской деятельности по вопросам налогообложения (п. 61.3. ст. 61 НКУ).
Работникам налоговой милиции запрещается принимать участие в проведении плановых и внеплановых выездных проверок плательщиков налогов, которые проводятся органами государственной налоговой службы, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных в отношении таких плательщиков налогов (должностных лиц плательщиков налогов), которые находятся в их производстве. Проверки плательщиков налогов налоговой милицией проводятся в пределах полномочий, установленных законом и в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальным кодексом Украины и другими законами Украины (п. 78.3. ст. 78 НКУ).
Порядок проведения проверок органами государственной налоговой службы определен главой 8 раздела II НКУ.
До введения в действие положений об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства фактические проверки физических лиц - предпринимателей, не зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предусматривающую включение НДС в состав единого налога, не проводятся (п.п. 75.1.3. п. 75.1. ст. 75 НКУ).
13 сентября 2011 года
Вопрос:
Возможна ли в 2011 году корректировка расходов частного предпринимателя по новому Налоговому кодексу Украины за предыдущие налоговые периоды и в каком порядке она осуществляется ?
Ответ:
Если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 Налогового кодекса Украины, далее - «НКУ» - в течение 1095 календарных дней, следующих за последним днем граничного срока подачи неправильной налоговой декларации) плательщик налогов самостоятельно выявляет ошибки в ранее поданной ним налоговой декларации, он обязан направить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме, действующей на момент подачи уточняющего расчета (п. 50.1. ст. 50 НКУ).
Уточняющие расчеты не могут быть поданы во время проведения документальных плановых и внеплановых выездных проверок по тем налогам и сборам, уплата которых проверяется.
Плательщик налогов имеет право не подавать такие расчеты, если соответствующие уточненные показатели указываются в составе налоговой декларации за любой последующий налоговый период, в течение которого эти ошибки были самостоятельно выявлены. При этом, налоговая декларация должна содержать такой обязательный реквизит, как ее тип - «Уточняющая» (п. 48.3. НКУ).
Если плательщик налогов подает уточненный расчет к налоговой декларации, поданной за период, который проверялся, соответствующий контролирующий орган имеет право на проведение внеплановой проверки плательщика налогов за соответствующий период (п. 50.3. ст. 50 НКУ).
Прием налоговой декларации является обязанностью органа государственной налоговой службы. Во время приема налоговой декларации уполномоченное лицо органа государственной налоговой службы обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных пунктами 48.3. и 48.4. статьи 48 НКУ, другие показатели, указанные в налоговой декларации плательщика налогов, до ее приема проверке не подлежат (п. 49.8. ст. 49 НКУ).
Уточняющая налоговая декларация может быть выслана почтой с описью вложения и уведомлением о вручении (п.п. «с» п. 49.3. ст. 49 НКУ).
13 сентября 2011 года
Вопрос:
У меня ателье по ремонту одежды, зарегистрирована частным предпринимателем на общей системе налогообложения, наемный труд не использую. Должна ли я применять электронный контрольно-кассовый аппарат при проведении наличных расчетов с заказчиками и какую ответственность буду нести в случае его отсутствия ?
Ответ:
Субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг обязаны проводить расчетные операции на полную сумму покупки (стоимости оказанных услуг) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций с распечаткой соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, либо в случаях, предусмотренных Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», далее - «Закон о РРО», с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек (ст. 3 Закона о РРО).
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о РРО, за нарушение требований Закона о РРО, что выразилось в не проведении расчетных операций через регистраторы расчетных операций с фискальным режимом работы, по решению органов государственной налоговой службы Украины к субъектам хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции могут быть применены финансовые санкции (штраф):
- за первое нарушение - 1 гривна;
- за второе нарушение - 100% стоимости проданных товаров (оказанных услуг);
- за каждое последующее нарушение - в 5-кратном размере стоимости проданных товаров (оказанных услуг).
Физические лица - предприниматели, уплачивающие единый налог регистраторы расчетных операций и расчетные книжки могут не применять (п. 6 ст. 9 Закона о РРО).
Поэтому рекомендую перейти на единый налог или проводить только безналичные расчеты (путем перечисления заказчиками денежных средств на Ваш банковский счет, открытый на Вас как на частного предпринимателя).
15 сентября 2011 года
Вопрос:
Может ли должностное лицо предприятия, ответственное за уплату налогов быть привлечено к уголовной ответственности за уклонение от уплаты НДС, если после продажи бизнеса новый владелец заявит ГНИ о том, что документы, подтверждающие правомерность начисления НДС (налоговые накладные) предыдущий собственник ему не предоставил ? Как это предотвратить ?
Ответ:
Процесс привлечения виновного лица к уголовной ответственности по ст. 212 Уголовного кодекса Украины, далее по тексту - «УК», имеет несколько стадий. На первой стадии, при выявлении в действиях налогоплательщика признаков преступления, предусмотренного ст. 212 УК, из налоговой инспекции в территориальные подразделения налоговой милиции направляются следующие документы:
- акт документальной проверки налогоплательщика по вопросам соблюдения им налогового законодательства, возражения по акту (если таковые имеются) и принятое по нему решение. В акте в обязательном порядке должна содержаться информация о выявленных нарушениях налогового законодательства со ссылкой на нормативно-правовые акты Украины, данные о налогоплательщике, сведения о разъяснении налогоплательщику его права представить письменные возражения по акту и результаты рассмотренных возражений. В решении по акту отражаются суммы сокрытого (заниженного) дохода или других объектов по каждому виду налогов, сборов или иных обязательных платежей, суммы доначисленных налогов, сборов, платежей и штрафных санкций, примененных к налогоплательщику, с указанием оснований их применения, а также сведения о разъяснении налогоплательщику его права обжаловать данное решение, принятое по акту документальной проверки;
- оригиналы или заверенные копии учетных документов, деклараций, отчетов, подтверждающих факт неуплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей, объяснения должностных лиц налогоплательщика по фактам выявленных нарушений (при отсутствии письменных возражений по акту проверки). В случае отсутствия указанных лиц или их отказа от дачи объяснений работники уполномоченного органа обязаны составить акт (протокол), который должен быть приобщен к материалам. На второй стадии органом предварительного следствия рассматриваются представленные материалы.
В соответствии со ст. 21 Закона «О государственной налоговой службе в Украине», обязанности по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, досудебной подготовке материалов по протокольной форме, а также по проведению дознания и досудебного (предварительного) следствия по делам, связанным с правонарушениями в сфере налогового законодательства, возложены на подразделения налоговой милиции. После правовой оценки поступивших из налогового органа материалов о нарушении налогового законодательства должностные лица налоговой милиции обязаны принять процессуальное решение в соответствии со ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса Украины, далее по тексту - «УПК». В течение трех суток со дня получения документов (в исключительных случаях, если требуется дополнительная проверка - до десяти суток) по поступившим материалам должно быть принято одно из следующих решений о:
- возбуждении уголовного дела;
- отказе в возбуждении уголовного дела;
- передаче материалов по подследственности или по подсудности.
При наличии в действиях должностных лиц предприятия, ответственных за уплату налогов, сборов и других обязательных платежей признаков преступления следственным органом возбуждается уголовное дело, проводится его расследование и в установленном порядке передается в суд. Рассмотрим три различные ситуации, которые могут возникнуть после передачи документов новому собственнику предприятия:
- документы, подтверждающие правомерность начисления НДС (налоговые накладные) у прежнего собственника предприятия есть, документы не поддельные, не выданы фиктивными фирмами (в отношении которых существуют судебные решения о ликвидации контрагента и исключении из реестра плательщиков налога, о признании учредительных документов недействительными и пр.). Лучше будет, если предприятие, которое «продается» пройдет проверку ГНИ в том числе по уплате НДС за весь период деятельности предприятия или по крайней мере за последние три года (согласно п. 3 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», срок хранения первичных документов, к которым относятся налоговые накладные, не может быть менее трех лет, после чего они могут быть уничтожены в порядке, определенном п.. 3.6., 3.7. Перечня типовых документов, которые образуются в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения документов, утв. приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины от 20.07.1998г. № 41, далее по тексту - «Перечень типовых документов». В соответствии с примечанием к ст. 315 п. 4.2. разд. 4 ч. 1 Перечня типовых документов, первичные документы и приложения к ним, которые фиксируют факт совершения хозяйственных операций и являются основанием для записей в реестрах бухгалтерского учета и налоговых записей, подлежат хранению в течение трех лет при условии окончания проверки государственными налоговыми органами по вопросам соблюдения налогового законодательства, а в случае возникновения противоречий, споров, следственных и судебных дел - до вынесения окончательного решения. Для предотвращения возможности привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов предыдущему собственнику (служебное лицо, ответственное за начисление и уплату обязательных платежей в бюджеты и государственные целевые фонды) следует передать новому собственнику все документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия по акту, при этом в акте желательно отдельно указать каждый документ и его реквизиты, при этом себе нужно оставить копии этих документов. В таком случае, если с вышеуказанными документами в будущем что-то случиться (они будут потеряны или сгорят или будут выкрадены или другим образом выбудут из владения нового собственника предприятия), прежний собственник (читай - служебное лицо, ответственное за начисление и уплату налогов, сборов и других обязательных платежей) не будет нести ответственность за уклонение от уплаты налогов, за отсутствием объективной стороны преступления, вследствие недоказанности факта занижения сумм налоговых обязательств по НДС;
- документы, подтверждающие правомерность начисления НДС (налоговые накладные) были выданы фиктивными фирмами, т.е. такими, в отношении которых существуют судебные решения о ликвидации контрагента и исключении из реестра плательщиков налога, о признании учредительных документов недействительными и пр. После получения решения ГНИ о доначислении налоговых обязательств по операциям с фиктивными фирмами, его нужно обжаловать в судебном порядке, при этом суд, как правило учитывает, что обязанность контролировать предоставление отчетности контрагента на субъектов предпринимательской деятельности не распространяется, кроме того, субъект предпринимательской деятельности не имеет права контролировать предоставление отчетности или своевременность уплаты налога его контрагентом. Если отнесение в состав налогового кредита сумм уплаченного НДС осуществляется на основании надлежащим образом оформленных расчетных, платежных или других документов, обязательность ведения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета (в данном случае - налоговых накладных), исковые заявления подлежат удовлетворению, после чего возбужденное по ст. 212 УК уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием состава преступления.
- документы, подтверждающие правомерность начисления НДС (налоговые накладные) у прежнего собственника предприятия отсутствуют. До продажи предприятия нужно восстановить все налоговые накладные, в противном случае можно будет воспользоваться только процессуальными методами защиты, которые основаны на обжаловании определения о возбуждении уголовного дела, вынесенного до момента возникновения налогового обязательства.
Схема защиты от уголовного преследования в данном случае следующая:
A) налоговое уведомление-решение обжалуется последовательно в административном порядке (во все инстанции) и в административный суд. Согласно п. 1.3. ч. 1 ст. 1 Закона «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», далее по тексту - «Закон о порядке погашения налоговых обязательств», налоговым долгом (недоимкой) является налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное плательщиком налогов или согласованное в административном или судебном порядке, но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства. В соответствии с п.п. 5.2.3., 5.2.4. Закона о порядке погашения налоговых обязательств, в случае обжалования плательщиком налогов налогового уведомления-решения в административном порядке, либо при обращении в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа, налоговое обязательство считается несогласованным до принятия соответствующего решения. Возбуждение уголовного дела по какому-либо поводу и основаниям относительно плательщика налогов или его служебных (должностных) лиц не может быть основанием для остановки производства по делу или оставления без рассмотрения жалобы (иска) такого плательщика налогов, поданной в суд в рамках процедуры административного согласования (абз. 2 п.п. 5.2.6. Закона о порядке погашения налоговых обязательств). На практике органы налоговой милиции при получении от налоговой инспекции представления о результатах налоговой проверки и вынесенном налоговом уведомлении-решении не дожидаются прохождения налогоплательщиком длительной процедуры административного и судебного обжалования и выносят постановление о возбуждении уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов по ст. 212 УК;
B) нужно добиться удовлетворения судом жалобы на постановление о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц предприятия, отмены постановления и закрытия дела (в связи с отсутствием достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления, ч. 2 ст. 94 УПК). Согласно ст. 120 УПК, досудебное следствие по уголовным делам должно быть закончено на протяжении двух месяцев с момента возбуждения дела (дата вынесения соответствующего постановления), по особенно сложным делам по мотивированному постановлению следователя срок может быть продлен до 6 месяцев, далее срок досудебного следствия может быть продлен только в исключительных случаях Генеральным прокурором Украины или его заместителями (сроки проведения досудебного следствия не распространяются на дела, в которых не установлено лицо, совершившее преступление, исчисление срока следствия в таких делах начинается со дня установления лица, совершившего преступление, ч. 5 ст. 120 УПК), поэтому как вариант такое уголовное дело может быть закрыто следователем в связи с окончанием срока для расследования и предъявления обвинения и недостаточностью собранных по делу доказательств для предъявления обвинения (административное обжалование решения-уведомления налогового органа по всем инстанциям и судебное обжалование в административном суде длиться довольно долго, при этом, судебный процесс можно затянуть путем истребования документов из ГНИ, назначением судебно-экономической экспертизы и в пр. случаях, когда производство по делу приостанавливается). Если после отмены постановления о возбуждении уголовного дела (его закрытия следователем) будут предприняты попытки возбудить уголовное дело по факту совершения преступления, постановление о возбуждении уголовного дела по факту совершения преступления, предусмотренного ст. 212 УК нужно обжаловать в суд или в прокуратуру, поскольку оно, скорее всего, будет обосновано теми же обстоятельствами, что и постановление о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц предприятия. Дело может быть возбуждено лишь в тех случаях, когда существуют достаточно данных, указывающих на наличие признаков преступления (ч. 2 ст. 94 УПК). Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа в суд, обвинение лица в уклонении от уплаты налогов не может основываться на таком решении контролирующего органа до окончательного решения дела судом, за исключением случаев, когда такое обвинение не только базируется на решении контролирующего органа, но и доказано на основании дополнительно собранных доказательств в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Украины (абз. 1 п.п. 5.2.6. Закона о порядке погашения налоговых обязательств). Согласно ст. 2367 УПК, постановление органа дознания, следователя, прокурора о возбуждении уголовного дела относительно конкретного лица либо по факту совершения преступления может быть обжаловано в местный суд по месту расположения органа либо работы должностного лица, которое вынесло постановление, с соблюдением правил подсудности. Постановление может быть обжаловано на протяжении всего времени нахождения дела в производстве органа дознания, следователя, прокурора до момента окончания досудебного следствия (абз. 4 ст. 2367 УПК). Если постановление о возбуждении уголовного дела вынесено по факту, что является нарушением прав подозреваемых в уголовном процессе (обычно - бухгалтер, главный бухгалтер предприятия и директор или собственник, при отсутствии бухгалтера или внешнего аудитора, формы организации бухгалтерского учета на предприятии приведены в ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»), то данное обстоятельство является дополнительным основанием для отмены обжалуемого постановления, в жалобе нужно указать на то, что:
- в соответствии с ч. 3 ст. 98 УПК, если на момент возбуждения уголовного дела установлено лицо, которое совершило преступление, уголовное дело должно быть возбуждено в отношении этого лица;
- бухгалтер, главный бухгалтер предприятия, директор или собственник, являются должностными лицами, непосредственно отвечающими за налоговый учет и уплату предприятием налогов в бюджет;
-
бухгалтер, главный бухгалтер, директор или собственник предприятия являются подозреваемыми на момент подачи жалобы, возбуждение уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов неустановленными лицами, а не непосредственно в отношении бухгалтера, главного бухгалтера, директора или собственника предприятия является незаконным, поскольку в акте проверки и проколах об административных правонарушениях именно бухгалтер, главный бухгалтер, директор или собственник предприятия указываются как должностные лица, допустившие нарушения налогового законодательства, именно они до возбуждения уголовного дела вызываются телефонограммами и повестками в налоговую милицию для дачи пояснений по существу допущенных нарушений налогового законодательства, вышеуказанные обстоятельства могут быть подтверждены документально материалами, имеющимися в уголовном деле (протоколы следственных действий, акт документальной проверки, возражения на акт проверки и пр.);
C) уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит закрытию:
- в отношении лица, о котором есть определение или постановление суда о закрытии дела по тому же основанию (п. 9 ч. 1 ст. 6 УПК);
- в отношении лица, о котором есть неотмененное постановление органа дознания, следователя или прокурора о закрытии дела по тому же обвинению (п. 10 ч. 1 ст. 6 УПК).
Таким образом, даже если впоследствии административный суд откажет в удовлетворении иска юридического лица - налогоплательщика об отмене решения-уведомления налогового органа и будут созданы предпосылки для возбуждения уголовного дела, дальнейшее уголовное преследование должностных (служебных) лиц предприятия будет невозможным и противозаконным. Схема защиты от уголовного преследования, описанная в п.п. А) - С), выше действует только при условии, если:
- уголовное дело было возбуждено до окончания процедуры административного и судебного обжалования решения налогового органа;
-
суду не предоставлены дополнительно собранные доказательства (рапорты оперативных сотрудников налоговой милиции, приговоры судов относительно должностных лиц контрагентов, которыми установлена фиктивность предпринимательской деятельности контрагентов, судебные решения о ликвидации контрагента и исключении из реестра плательщиков налога, данные документальных проверок контрагентов, заключения судебно-экономической экспертизы и др.) в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Украины, подтверждающие наличие оснований для обвинения лица в уклонении от уплаты налогов (суд может посчитать их недостаточными для обвинения лица в уклонении от уплаты налогов).
Вопрос:
Происходит досрочное погашение облигаций, проданных (размещенных) по цене, выше номинальной, при этом:
- по распоряжению физических лиц - владельцев облигаций облигации перечисляются на счет в ценных бумагах эмитента;
- подписываются 3-х сторонние акты приема-передачи квартиры между эмитентом облигаций, он же - застройщик, подрядчиком и физическим лицом - владельцем облигаций, с которым были заключены договор на бронирование квартиры и договор купли-продажи лота облигаций;
- бывшим владельцем облигаций и эмитентом подписываются 2-х сторонние акты погашения облигаций.
Возникает ли у эмитента облигаций НДС при перечислении облигаций на его счет в ценных бумагах для погашения и передаче квартир владельцам облигаций ?
Ответ:
После окончания строительства стороны жилищно-облигационных отношений (застройщик - эмитент и владелец облигаций) фактически осуществляют 2-е различные операции:
- операция по передаче жилья в собственность владельцев облигаций (оформляется 3-х сторонним актом приема-передачи квартиры, подписывается застройщиком, подрядчиком и покупателем), основанием для проведения данной операции служит договор на бронирование квартиры;
- операция по погашению облигаций (оформляется актом погашения облигаций), основанием для проведения данной операции служит договор купли-продажи лота облигаций и проспект эмиссии облигаций.
В нашем случае заказчик и подрядчик - разные лица, поэтому можно применить ч. 2 абз. «а» пп. 5.1.20 ст. 5 Закона о НДС, которая определяет первую поставку жилья как поставку услуг по сооружению такого жилья за счет заказчика. Таким образом, налог на добавленную стоимость уплачивается подрядчиком при передаче строительных работ заказчику, а такая передача и является первой поставкой жилья. Соответственно, все последующие поставки жилья попадут под льготу, предусмотренную пп. 5.1.20 ст. 5 Закона о НДС. Подтверждение такой позиции можно найти в письме ГНАУ от 20.01.2006 г. № 994/7/16-1517-26, которое было направлено ГНА в г. Киеве. Не противоречит ей и следующее письмо ГНАУ на эту тему от 07.07.2006 г. № 12887/7/16-1517-26, см. во вложенных файлах отдельно. И хотя в последнем письме упоминается оформление документов на право собственности на жилье предприятием-заказчиком на себя, по сути ничего не меняется, поскольку пп. 5.1.20 ст. 5 Закона о НДС не содержит каких-либо упоминаний о таком оформлении. Более того, оформление права собственности в данном случае не может служить основанием для признания поставки, а, соответственно, и объекта обложения НДС, поскольку такая операция не соответствует определению поставки, приведенному в п. 1.4 ст. 1 Закона о НДС. Приведенные выше выводы правомерны только в том случае, когда заказчик не выполняет самостоятельно никаких строительных работ по объекту. В этом случае речь идет о том, что подрядчик выполняет не просто строительно-монтажные работы, а полный комплекс работ по сооружению здания. Учитывая, что последующая поставка жилья не будет облагаться НДС, заказчику следует руководствоваться пп. 7.4.2 ст. 7 Закона о НДС, которой предусмотрено: если плательщик налога приобретает (изготовляет) товары (услуги) и основные фонды, которые предназначаются для их использования в операциях, не являющихся объектом налогообложения согласно ст. 3 этого Закона или освобождаемых от налогообложения согласно ст. 5 и п. 11.44 ст. 11 этого Закона, то суммы налога, уплаченные в связи с таким приобретением (изготовлением), не включаются в состав налогового кредита такого плательщика. Т.е. застройщик - эмитент не включает в состав налогового кредита суммы НДС, уплаченные подрядчику при финансировании строительства. Что касается налогообложения операций по размещению облигаций по цене, выше номинальной и перечислению их для погашения, следует отметить следующее:
- согласно п. 3.2.1. ст. 3 Закона о НДС, операция по размещению облигаций путем продажи за денежные средства не является объектом налогообложения. Размещением считается отчуждение ценных бумаг эмитентом или андеррайтером путем заключения гражданско-правового договора с первым собственником (абз. 13 ч. 1 ст. 1 Закона о ценных бумагах и фондовом рынке). Облигации могут продаваться при первичном размещении по цене не ниже номинальной (ограничение установлено проспектом эмиссии облигаций), при этом облигации могут продаваться по любой цене, выше номинальной, поскольку облигация является ценной бумагой и ее цена формируется на основе спроса и предложения. Но по какой бы цене не была продана облигация при ее первичном размещении, формально данная операция будет подпадать под определение термина «размещение и продажа за денежные средства ценных бумаг», т.е. у налоговой службы отсутствуют основания для включения такой операции в состав налогооблагаемых;
- перечисление облигаций на счет в ценных бумагах эмитента нельзя рассматривать как облагаемую НДС операцию, поскольку она не подпадает ни под одно из определений, приведенных в п. 3.1. ст. 3 Закона о НДС: это не поставка товаров или услуг в понимании п. 1.4. ст. 1 Закона о НДС, поскольку при этом не происходит передача прав собственности на товары или услуги (выше мы уже рассмотрели передачу жилья в собственность владельцев облигаций как отдельную операцию).
Т.е. в обоих случаях правильнее говорить об отсутствии объекта налогообложения, что косвенно подтверждается формулировкой п. 3.2.1. ст. 3 Закона о НДС: не являются объектом налогообложения операции по продаже (погашению, выкупу) за денежные средства ценных бумаг. При этом, поскольку облигации целевые - погашение их производится имуществом, в соответствии с условиями размещения облигаций.