Обзор изменений в Кодексе законов о труде Украины (КЗоТ) за 2014 год. Консультация адвоката в Днепропетровске
За 2014 год Кодекс законов о труде Украины, далее по тексту - «КЗоТ», претерпел значительные изменения, а именно:
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения проведения мобилизации» от 27 марта 2014 года № 1169-VII (вступил в силу 01.04.2014г.):
- статья 492 «Порядок увольнения работников», после третьей части дополнена новой (четвертой) частью:
«Требования частей первой - третьей этой статьи не применяются к работникам, которые увольняются в связи с изменениями в организации производства и труда, связанными с выполнением мер во время мобилизации, на особый период.».
Часть четвертую статьи 492 КЗоТ «Порядок увольнения работников», решили считать частью пятой; - статью 119 КЗоТ «Гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей», дополнили частью третьей следующего содержания: «Работникам, призванным на воинскую службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, гарантируется сохранение места работы, должности и среднего заработка.».
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно засвидетельствования верности копий документов и выписок из них и подлинности подписи на документах» от 13 мая 2014 года № 1253-VII (вступил в силу 07.08.2014г.) в статье 241 КЗоТ «Регистрация трудового договора» слова «нотариальным поручением» заменили словом «доверенностью».
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав инвесторов» от 13 мая 2014 года № 1255-VII (вступил в силу 01.06.2014г.):
- часть первую статьи 41 КЗоТ «Дополнительные основания расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа с отдельными категориями работников при определенных условиях», дополнена пунктом 5 следующего содержания:
«5) прекращение полномочий должностных лиц»; - статью 44 КЗоТ «Выходное пособие» дополнили словами и цифрами:
«в случае прекращения трудового договора по основаниям, указанным в пункте 5 части первой статьи 41, - в размере не менее чем шестимесячный средний заработок»; - часть четвертую статьи 130 КЗоТ «Общие основания и условия материальной ответственности работников» изложили в новой редакции:
«На работников не может быть возложена ответственность за вред, который относится к категории нормального производственно-хозяйственного риска, а также за вред, причиненный работником, который находился в состоянии крайней необходимости. Ответственность за неполученную предприятием, учреждением, организацией прибыль может быть возложена только на работников, которые являются должностными лицами»; - часть первую статьи 132 КЗоТ «Материальная ответственность в пределах среднего заработка», после слова «работники» дополнили словами «кроме работников, которые являются должностными лицами»;
- в пункте 2 статьи 133 КЗоТ «Случаи ограниченной материальной ответственности работников», после слов «излишними денежными выплатами», дополнили словом «работникам», а слова «выпуском недоброкачественной продукции, хищением, уничтожением и повреждением материальных, денежных или культурных ценностей» - исключили.
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования оборонно-мобилизационных вопросов при проведении мобилизации» от 20 мая 2014 года № 1275-VII (вступил в силу 08.06.2014г.):
- пункт 3 части первой статьи 36 КЗоТ «Основания прекращения трудового договора», после слов «вступление работника» дополнен словами «или собственника - физического лица», а после слов «альтернативную (не войсковую) службу» дополнен словами «кроме призыва работника на воинскую службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года»;
- часть первая статьи 40 КЗоТ «Расторжение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа», дополнена пунктом 10 следующего содержания:
«10) призыва или мобилизации собственника - физического лица во время особого периода»; - часть первую статьи 431 «Расторжение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа без предварительного согласия выборного органа первичной профсоюзной организации (представителя профсоюза)», дополнили абзацем 10 следующего содержания:
«призыва или мобилизации собственника - физического лица во время особого периода»; - статью 47 «Обязанность собственника или уполномоченного им органа провести расчет с работником и выдать ему трудовую книжку», дополнили частью 3 такого содержания:
«В случае мобилизации собственника - физического лица свои обязанности, предусмотренные этой статьей, он обязан выполнить в течение месяца после своей демобилизации без применения санкций и штрафов»; - вторую часть статьи 199 КЗоТ «Гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей», после слов «Об альтернативной (не войсковой) службе» дополнили словами «О мобилизационной подготовке и мобилизации»;
- третью часть статьи 199 КЗоТ «Гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей», изложили в новой редакции:
«За работниками, призванными на войсковую службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва, независимо от подчинения и формы собственности. Выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка проводится за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины».
Законом Украины «Об очищении власти» от 16 сентября 2014 года № 1682-VII (вступил в силу 16.10.2014г.):
- часть первая статьи 36 КЗоТ «Основания прекращения трудового договора», дополнена пунктом 72 такого содержания:
«72) на основаниях, предусмотренных Законом Украины «Об очищении власти»; - часть вторую статьи 36 КЗоТ «Основания прекращения трудового договора», дополнили словами «а в случае, предусмотренном пунктом 72, лицо подлежит увольнению с должности в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об очищении власти».
Законом Украины «О прокуратуре» от 14 октября 2014 года № 1697-VII (вступит в силу 25.04.2015г.):
- часть первую статьи 43 КЗоТ «Расторжение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа по предварительному согласию выборного органа первичной профсоюзной организации (представителя профсоюза)», дополнили словами «кроме случаев, когда расторжение трудового договора по указанным основаниям осуществляется с прокурором, работником органа внутренних дел, Службы безопасности Украины, Государственного бюро расследований Украины или органа, который осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства»;
- в части четвертой статьи 136 КЗоТ «Порядок возмещения вреда, причиненного работником», слова «или по заявлению прокурора» - исключили;
- пункт 2 статьи 231 КЗоТ «Рассмотрение трудовых споров в районных, районных в городе, городских или горрайонных судах» - исключили;
- в части 4 статьи 233 КЗоТ «Сроки обращения в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд за разрешением трудовых споров», слова «или прокурора» - исключили;
- статью 252 «Гарантии для работников предприятий, учреждений, организаций, выбранных в профсоюзные органы», дополнили частью девятой следующего содержания:
«Положения этой статьи в части особенностей привлечения к дисциплинарной ответственности и увольнения не распространяются на прокуроров, работников органов внутренних дел, Службы безопасности Украины, Государственного бюро расследований Украины или органа, который осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства»; - часть третью статьи 259 КЗоТ «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде» - исключили.
Законом Украины «О предупреждении коррупции» от 14 октября 2014 года № 1700-VII (вступит в силу с 26.04.2015г.):
- пункт 71 части первой статьи 36 КЗоТ «Основания прекращения трудового договора», изложен в новой редакции:
«71) заключение трудового договора (контракта) вопреки требованиям Закона Украины «О предотвращении коррупции», установленным для лиц, которые уволились или иным способом прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, в течение года со дня ее прекращения»; - в пункте 4 части первой статьи 41 КЗоТ «Дополнительные основания расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа с отдельными категориями работников при определенных условиях», слова «Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», заменили словами «Закона Украины «О предотвращении коррупции», а слово «непосредственному» заменили на слово «прямому»;
- часть первую статьи 235 КЗоТ «Восстановление на работе, изменение формулировки причин увольнения, оформление трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и восстановления периода такой работы», после слов «на другую работу», дополнили словами «в том числе в связи с уведомлением о нарушении требований Закона Украины «О предотвращении коррупции» другим лицом»;
- статья 235 КЗоТ «Восстановление на работе, изменение формулировки причин увольнения, оформление трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и восстановления периода такой работы», после слов «на другую работу», после третьей части дополнена новой (четвертой) частью:
«В случае наличия оснований для восстановлении на работе работника, который был уволен в связи с осуществлением им или членом его семьи уведомлением о нарушении требований Закона Украины «О предотвращении коррупции» другим лицом, и при его отказе от такого восстановления орган, который рассматривает трудовой спор, принимает решение о выплате ему компенсации в размере шестимесячного среднего заработка».
В связи с чем, часть четвертую и пятую статьи 235 КЗоТ «Восстановление на работе, изменение формулировки причин увольнения, оформление трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и восстановления периода такой работы», решили считать частью пятой и шестой.
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28 декабря 2014 года № 77-VIII (вступил в силу 01.01.2015г.):
- часть третью статьи 24 КЗоТ «Заключение трудового договора», изложили в новой редакции:
«Работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа, и уведомления центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование о принятии работника на работу в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины»; - часть четвертую статьи 24 КЗоТ «Заключение трудового договора» - исключили;
- статью 241 КЗоТ «Регистрация трудового договора» - исключили;
- часть вторую статьи 48 КЗоТ «Трудовые книжки», дополнили словами: «студентов высших и учеников профессионально-технических учебных заведений, которые проходят стажировку на предприятии, в учреждении, организации»;
- часть третью статьи 48 КЗоТ «Трудовые книжки», дополнили вторым предложением следующего содержания: «Студентам высших и ученикам профессионально-технических учебных заведений трудовая книжка оформляется на позднее пяти дней после начала прохождения стажировки»;
- части третью и четвертую статьи 492 КЗоТ «Порядок увольнения работников» изложили в новой редакции:
«Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с изменениями в организации производства и труда собственник или уполномоченный им орган предлагает работнику другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации. При отсутствии работы по соответствующей профессии или специальности, а также в случае отказа работника от перевода на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации работник, по собственному усмотрению, обращается за помощью в государственную службу занятости или трудоустраивается самостоятельно. В случае массового увольнения соответствии со статьей 48 Закона Украины «О занятости населения», собственник или уполномоченный им орган доводит к сведению государственной службы занятости о запланированном увольнении работников.
Государственная служба занятости информирует работников о работе в той же или иной местности по их профессиям, специальностям, квалификациям, а в случае их отсутствия - осуществляет подбор другой работы с учетом индивидуальных пожеланий и общественных нужд. В случае необходимости лицо может быть направлено, по его согласию, на профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствием с законодательством»; - статью 196 КЗоТ «Дополнительные гарантии в содействии трудоустройству» изложили в новой редакции:
«Статья 196. Дополнительные гарантии в содействии трудоустройству
Для трудоустройства молодежи, которая окончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволилась со срочной воинской или альтернативной (не воинской) службы (в течение шести месяцев после окончания или прекращения обучения или службы) и впервые принимается на работу, детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, лиц, которым исполнилось 15 лет и которые по согласию одного из родителей или лица, их заменяющего могут, как исключение быть приняты на работу, а также других категорий лиц, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, предприятиям, учреждениям и организациям устанавливается квота в соответствии с Законом Украины «О занятости населения»; - часть первая статьи 232 «Трудовые споры, которые подлежат непосредственному рассмотрению в районных, районных в городе, городских и горрайонных судах» дополнена пунктом 6 следующего содержания:
«6) работников об оформлении трудовых отношений в случае выполнения ими работы без заключения трудового договора и установления периода такой работы»; - название статьи 235 КЗоТ «Восстановление на работе и изменение формулировки причин увольнения» изложили в новой редакции:
«Восстановление на работе, изменение формулировки причин увольнения, оформление трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установление периода такой работы»; - статью 235 КЗоТ «Восстановление на работе, изменение формулировки причин увольнения, оформление трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установление периода такой работы» после части пятой дополнили новой частью (шестой) такого содержания:
«При вынесении решения об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени, в случае фактического выполнения работы в течение полного рабочего времени, установленный на предприятии, в учреждении, организации орган, который рассматривает трудовой спор, одновременно принимает решение о начислении и выплате такому работнику заработной платы в размере не ниже средней заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности в регионе в соответствующем периоде без учета фактически выплаченной заработной платы, о начислении и уплате в соответствии с законодательством налога на доходы физических лиц и суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за установленный период работы».
В связи с чем часть шестую статьи 235 КЗоТ «Восстановление на работе, изменение формулировки причин увольнения, оформление трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установление периода такой работы» принято считать седьмой; - часть первая статьи 259 КЗоТ «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде» изложена в новой редакции:
«Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами независимо от формы собственности, вида деятельности, хозяйствования, физическими лицами - предпринимателями, которые используют наемный труд, осуществляет центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины»; - статью 265 КЗоТ «Ответственность за нарушения законодательства о труде», изложили в новой редакции:
«Статья 265. Ответственность за нарушения законодательства о труде
Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Юридические и физические лица - предприниматели, которые используют наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае:
фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполный рабочий час в случае фактического выполнения работы в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов - в тридцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение;
нарушения установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем на один месяц, выплата их не в полном объеме - в трехкратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения;
несоблюдения минимальных государственных гарантий по оплате труда - в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение;
нарушения других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абзацами вторым - четвертым части второй этой статьи - в размере минимальной заработной платы.
Штрафы, наложение которых предусмотрено частью второй этой статьи, являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, установленным главой 27 Хозяйственного кодекса Украины.
Штрафы, указанные в части второй этой статьи, налагает центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Штрафы, указанные в абзаце втором части второй этой статьи, могут быть наложены центральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой этой статьи, без осуществления мер государственного надзора (контроля) на основании решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии, в учреждении, организации.
Выполнение постановления центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, возлагается на Государственную исполнительную службу.
Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде».